В целях приведениях указов Президента Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З «Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений», новой редакцией Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) издан Указ Президента Республики Беларусь от 07.04.2020 № 121 «О жилищных отношениях» (далее - Указ).

Указ вступил в силу 11 апреля 2020 г.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Арендное жилье


Признан утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», в том числе утвержденное им Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (приложение 3 к Указу). Актуальные нормы этого законодательного акта перенесены в соответствующие нормы Указа, в частности нормы:

  • о возможности передачи в собственность арендного жилья в исключительных случаях по решению Главы государства (за исключением актов Главы государства, предоставляющих право выкупа жилых помещений государственного жилищного фонда);

  • перечисление случаев, когда применяются понижающие коэффициенты при начислении платы за пользование арендным жильем и др.
  • Указом предусматривается увеличение процента денежных средств, зачисляемых на специальные счета облисполкомов, Минского горисполкома, а также других государственных органов и организаций в виде платы за пользование арендным жильем, которые могут быть использованы на текущий ремонт такого жилья и сопутствующие ему виды работ.

В связи с расширением ст.31 ЖК возможностей использования платы за пользование арендным жильем (текущий ремонт, замена, ремонт либо установка оборудования), необходимостью приведения незаселенного арендного фонда в надлежащее техническое состояние в целях повышения привлекательности для потенциальных нанимателей и, как следствие, увеличения сбора средств в виде платы за пользование, Указом предусматривает увеличение объема денежных средств (до 40 %), которые могут быть направлены на текущий ремонт незаселенного арендного жилья и сопутствующие виды работ.
С целью исключения необоснованного использования средств, поступающих в виде платы за пользование арендным жильем на специальные счета, Указ предусматривает положения, согласно которым не допускается расходование указанных средств на цели, не определенные ЖК, а также не допускается перечисление на специальные счета выручки от реализации товаров (работ, услуг), иных денежных средств, не имеющих отношения к плате за арендное жилье.

Возможность передачи в собственность жилых помещений, не соответствующих санитарным и техническим требованиям


Указом предусмотрена возможность предоставления права местным исполнительным и распорядительным органам, государственным органам и организациям определять объекты государственного жилищного фонда (одноквартирные жилые дома, квартиры государственного жилищного фонда в блокированных домах), которые могут быть переданы в собственность нанимателей этих жилых помещений (при условии несоответствия объектов санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям).
Вместе с тем имеют место случаи, когда граждане изъявляют желание приобрести такой фонд и обустроить его самостоятельно. Поэтому в Указ включена норма о передаче в собственность граждан занимаемого жилья с условием его последующего восстановления по решениям исполкомов и других государственных органов и организаций с учетом интересов государства, местных условий и экономической целесообразности. Данную норму предлагается распространить на объекты жилищного фонда, предоставленные во владение и пользование в соответствии с требованиями законодательства до 1 апреля 2014 г.

Расширение компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь


Предусмотрено наделение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь компетенцией по определению перечня видов работ по санитарному содержанию вспомогательных помещений многоквартирных жилых домов, периодичности их выполнения, порядку планирования и калькулирования затрат на оказание услуги по управлению общим имуществом совместного домовладения (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь), а также компетенцией облисполкомов, Минского горисполкома по определению порядка аккумулирования и использования средств, полученных от предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях в виде платы за пользование такими помещениями.


Возможность продажи невостребованных квартир


Указом предусмотрена возможность продажи невостребованных квартир в блокированных жилых домах собственникам других жилых помещений, проживающих в этих домах (по стоимости, определенной для продажи жилья на аукционе, формируемой в качестве начальной цены). Эта норма позволит исключить затраты, связанные с организацией и проведением аукционов по продаже квартир в блокированных жилых домах. Снижению затрат при реализации невостребованных объектов будет способствовать также норма об определении оценочной стоимости объектов непосредственно организациями, в ведении которых находится жилищный фонд, с учетом законодательства об оценочной деятельности.
Уточнен термин «невостребованность жилых помещений», под которым понимается не только жилье, подлежащее предоставлению, но и жилые помещения, в отношении которых ремонт (реконструкция) экономически нецелесообразны. Это обусловлено тем, что жилье, ремонт которого экономически нецелесообразен, не может быть предложено гражданам для заселения (например, выставлено исполкомами, другими государственными органами в сети Интернет) в качестве арендного жилья, жилья социального пользования, маневренного фонда по причине несоответствия санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Вместе с тем данные объекты также являются предметом купли-продажи.


Особенности продажи государственных квартир в блокированном жилом доме

Указ предусматривает положения о продаже квартир в блокированных жилых домах без одновременной продажи земельных участков в частную собственность либо права заключения договоров аренды земельных участков, необходимых для обслуживания таких квартир, поскольку земельные участки являются неделимыми. Это обусловлено тем, что в случае если иные квартиры в блокированном жилом доме принадлежат на праве собственности гражданам, то получить их согласие на прекращение существования земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, с последующим оформлением отдельных земельных участков под квартиры не всегда возможно без обращения в суд.


Иные положения

В связи с необходимостью исключить из законодательных актов дублирование правового регулирования отдельных видов жилищных отношений признан утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков».
В рамках приведения в соответствие с ЖК внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» в части исключения дублирующих норм по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, нормы Указа предусматривают приведение в соответствие с ЖК актов Президента Республики Беларусь в целях формирования комплексного правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter и напишите исправление в комментариях